Кто должен представлять Карачаево-Черкесию в Госдуме?

3571acca804580bd3a46c2f62c561894Предвыборная борьба обещает быть предельно жесткой

Предвыборная борьба обещает быть предельно жесткой, поскольку следующий созыв нижней палаты парламента будет формироваться по смешанному принципу, а стало быть, конкуренция вырастет как между партиями (особенно в одномандатных округах), так и внутри них – за проходные места в списках.

Начальные публикации в новой серии будут посвящены действующим депутатам, представляющим в Госдуме регионы СКФО и ЮФО, и оценке их перспектив на переизбрание. Номером первым мы рассмотрим Карачаево-Черкесию, где борьба за депутатские мандаты, а равно и недавняя смена представителей республики в Совете федерации тесно связаны с формированием новой команды ее главы Рашида Темрезова.

В текущем созыве Госдумы Карачаево-Черкесию представляют два депутата от «Единой России» – Ахмат Эркенов и Михаил Старшинов. Оба они в парламенте далеко не новички, но лишь один из них пока обладает высокими шансами на очередной срок.

Информация к размышлению: Ахмат Эркенов

Возраст: 64 года.

Первая дата избрания депутатом Госдумы: 2007 год.

Текущий статус в Госдуме: заместитель председателя комитета по науке и наукоемким технологиям.

Количество законопроектов с участием депутата: 8.

Количество выступлений депутата на заседаниях Госдумы: 81.

Прямая речь: «Ирина Анатольевна [Яровая], в период Второй мировой войны не только отдельные граждане, но и целые народы по надуманным обвинениям были выселены, и только в 60-е годы они вернулись в места прежнего проживания. Были приняты федеральные законы, другие нормативные правовые акты по реабилитации этих народов, однако и сегодня, к сожалению, находятся лица, которые пытаются оправдать эти преступления, выступая на различного рода конференциях, издавая книги, защищая кандидатские и докторские диссертации. Считаете ли вы возможным применение норм предлагаемого закона к подобным преступным действиям?» (заседание Госдумы 4 апреля 2014 года).

00(1)

Ахмат Эркенов / Фото: zampolit.com

Ахмат Эркенов считается в Карачаево-Черкесии человеком из ближнего круга экс-президента республики Мустафы Батдыева. В 2007 году, когда Эркенов (на тот момент депутат Народного собрания КЧР) был впервые избран в Госдуму, список «Единой России» возглавлял лично Батдыев, который отказался от мандата.

В 2011 году ситуация повторилась – с той лишь разницей, что теперь КЧР возглавлял уже Рашид Темрезов, а отбор кандидатов в списки «Единой России» проходил по механизму праймериз Общероссийского народного фронта (ОНФ). По их итогам первое место занял Темрезов, второе – Михаил Старшинов, третье – Ахмат Эркенов, что дало двум действующим депутатам спокойно переизбраться на очередной срок.

В новой элитной конфигурации Эркенов имеет куда меньше шансов на продление депутатских полномочий, чем в 2011 году

На тот момент позиции Мустафы Батдыева в КЧР были весьма сильны: экс-президент занимал очень статусный в любой кавказской республике пост руководителя местного отделения Пенсионного фонда РФ. Более того, считалось, что назначение Рашида Темрезова главой КЧР в феврале 2011 года вместо Бориса Эбзеева – это реванш группы Батдыева.

Однако спустя пять лет ситуация в принципе поменялась. В прошлом году Мустафа Батдыев покинул пост главы ОПФР, уступив его бывшему сенатору Мурату Суюнчеву. Кроме того, Рашиду Темрезову удалось дистанцироваться от влиятельных черкесских семей Деревых и Арашуковых, которые в свое время поддержали его кандидатуру на пост главы КЧР.

В частности, глава первой из этих династий Вячеслав Дерев в конце января сложил полномочия сенатора, а на его место был назначен депутат Народного собрания КЧР Крым Казаноков, брат нового премьер-министра республики Руслана Казанокова.

Это назначение опровергло предположение, что после Вячеслава Дерева представителем Карачаево-Черкесии в Совете федерации может стать бывший глава Хабезского района Рауф Арашуков, досрочно сложивший свои полномочия в прошлом году.

Похоже, что эпоха Мустафы Батдыева в Карачаево-Черкесии осталась в прошлом, и в новой элитной конфигурации Ахмат Эркенов имеет куда меньше шансов на продление депутатских полномочий, чем в 2011 году.

К тому же за два срока в Госдуме он не слишком активно проявил себя в качестве законотворца, приняв участие, по данным официального портала Госдумы, в подаче всего лишь восьми законопроектов, причем каждый раз – в составе большой группы депутатов.

Информация к размышлению: Михаил Старшинов

Возраст: 45 лет.

Первая дата избрания депутатом Госдумы: 2007 год (от «Справедливой России»).

Текущий статус в Госдуме: первый заместитель председателя комитета по делам национальностей.

Количество законопроектов с участием депутата: 63.

Количество выступлений депутата на заседаниях Госдумы: 15.

Прямая речь: «Что такое власть? Власть – это, на мой взгляд, в первую очередь ответственность. А кто такая власть? Вот если ко мне в огород придёт какой-нибудь гражданин и будет пить водку и играть на балалайке, то я приму меры к тому, чтобы привести его в соответствие, так сказать, потому что дома я – власть, так как я чувствую ответственность перед своими женой и детьми. А чувствуют ли такую ответственность местные чиновники, которые поставлены на свои посты, которые получают заработную плату, которые хотят карьерного роста, чувствуют ли они ответственность перед населением, на страже интересов которого они стоят?» (заседание Госдумы 4 июля 2012 года).

mihail_starshinov

Михаил Старшинов / Фото: mosoblduma.ru

В начале предыдущей думской кампании Михаил Старшинов, на тот момент действующий депутат Госдумы от «Справедливой России» (СР), вошел в группу кандидатов, которые предпочли прочно связать свою дальнейшую политическую карьеру с ОНФ. Это вызвало закономерный гнев председателя СР Сергея Миронова, который публично назвал Старшинова и нескольких его коллег перебежчиками, но самому Старшинову ОНФ принес серьезные политические дивиденды. Наряду с Ольгой Тимофеевой (Ставропольский край) и Умаханом Умахановым (Дагестан), Старшинов быстро стал одной из ключевых фигур Народного фронта на Северном Кавказе.

В качестве депутата Госдумы уже от «Единой России» Михаил Старшинов участвовал в работе над рядом весьма резонансных законопроектов, таких как закон о «резиновых» квартирах, об ограничении «золотых парашютов» для региональных чиновников, об ужесточении санкций для иностранных агентов и т.д.

Кроме того, Старшинов выступает за то, чтобы законодательно закрепить содержание террористов и экстремистов в колониях отдельно от других осужденных во избежание распространения радикальных идей, а также усилить ответственность за несанкционированное распространение психотропных препаратов типа «Лирика».

В сфере законотворчества Старшинов, имеющий степень кандидата юридических наук, проявил себя самостоятельной фигурой

В сфере законотворчества Михаил Старшинов, имеющий ученую степень кандидата юридических наук, проявил себя вполне самостоятельной фигурой. Ряд законопроектов он вносил на рассмотрение Госдумы от своего лица либо в составе инициативной группы из трех-четырех депутатов, среди которых его северокавказские коллеги по ОНФ Тимофеева и Умаханов. При этом депутат от Карачаево-Черкесии отличался высокой медийной активностью не только на заседаниях Госдумы, но и в различных СМИ.

Исходя из этого, шансы Михаила Старшинова на третий срок в Госдуме можно оценивать как исключительно высокие. Еще летом прошлого года близкий к администрации президента РФ фонд ИСЭПИ совместно с Центром содействия законотворчеству (ЦСН) представил доклад о стартовых перспективах действующих депутатов Госдумы в новых условиях голосования, и Старшинов был назван в числе тех, кто готов выставить свою кандидатуру в одномандатном округе.

В этом списке также оказался руководитель Старшинова по думскому комитету по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев, влиятельнейший депутат от Дагестана. В прошлом году его «сватали» на должность главы Дербента, но Сафаралиев в последний момент снял свою кандидатуру, и теперь имеет все шансы войти в число думских патриархов, одновременно оказав необходимую поддержку в переизбрании своему заместителю.

Карачаево-Черкесия у Сафаралиева вообще на хорошем счету: в середине прошлого года, выступая в парламенте республики, он высоко оценил местный опыт работы в сфере межнациональных отношений и порекомендовал использовать его в других субъектах федерации.

Новое лицо: Алий Тоторкулов

Возраст: 54 года.

Текущий статус: председатель президиума Российского конгресса народов Кавказа (РКНК), президент Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид».

Прямая речь: «Необходимо определиться с национальной политикой в стране. В самой большой стране мира, где проживают сотни национальностей и существуют все религиозные конфессии, нет ни министерства по делам национальностей и религий, нет палаты представителей, нет никого и ничего, чтобы комплексно решить накопившиеся проблемы» (комментарий по поводу событий на Манежной площади в 2010 году).

5474876488

Алий Тоторкулов / Фото: riakchr.ru

О готовности побороться за мандат депутата Госдумы в одномандатном округе известный северокавказский общественник Алий Тоторкулов впервые заявил в конце прошлого года на презентации издания книги классика карачаевской литературы Исмаила Семенова. В конце февраля президиум РКНК единогласно поддержал его кандидатуру для участия в праймериз «Единой России».

Главный ресурс Тоторкулова – наличие хороших связей в элитах регионов СКФО и их представителей в федеральном центре

Тогда же намерение Тоторкулова стать депутатом одобрили член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев, председатель совета Московской общины горских евреев Ариф Рагимов, глава осетинской общины Москвы Бексолтан Уртаев и другие влиятельные люди.

Иными словами, главный ресурс Тоторкулова – наличие хороших связей в элитах регионов СКФО и их представителей в федеральном центре. В случае победы на выборах депутата Госдумы он может занять видное место в уже упомянутом комитете по делам национальностей как известный эксперт в этой сфере, чья репутация проверена годами общественной работы.

Что же касается малой родины, Карачаево-Черкесии, то Алий Тоторкулов полагает, что главная политическая задача Рашида Темрезова, который сейчас является главным претендентом на второй срок во главе республики, – «консолидировать элиты и население».

«Надо сделать все возможное, чтобы не допустить обострения политической борьбы в регионе в предвыборный период, а сосредоточить усилия на решении накопившихся проблем и не допустить снижения уровня жизни населения в сложных экономических условиях», – прокомментировал Тоторкулов недавнее продление полномочий Темрезова в статусе врио. Впрочем, задача консолидации элит за последнюю четверть века была ключевой и для других руководителей республики за последнюю четверть века.

kavpolit.com

Категория: Политика

Комментарии

  1. Акбаш
    Акбаш 27 Июнь, 2017, 22:11

    Россией всю жизнь управляли чужеземцы ,в основном , немцы .Вспомните Екатерину Вторую .Не зная языка приехала в Россию и сделала великой державой! Этот опыт надо заново внедрить. Можно пригласить Рамзана Кадырова ,Чечней он уже не хочет заниматься .КЧР он превратит в маленькую Европу ! Может рискнём?

    Ответить на этот комментарий
  2. Аноним
    Аноним 6 Май, 2016, 13:13

    Голосуйте за Эркенова А.Ч. вы не ошибетесь . Порядочный человек .Реально помогает . Помог достать жизненно важный препарат в котором было отказано в Минздраве а выдавался этот препарат только блатным. Благодаря Эркенову получили препарат. Темрезову Некогда навести порядок во ВТЭКЕ и у себя под носом в Минздраве. Люди должны умирать . Если нет связей подумайте об этом.
    И голосуйте только за Эркенова А.Ч.

    Ответить на этот комментарий
  3. Аноним
    Аноним 6 Май, 2016, 13:06

    Если выбирать депутата в Госдуму так это только Эркенова А.Ч. реально помогает
    а .наше правительство руки греет на людях больных онгкологией .Садиками и всякими мелочами закрывают людям глаза. А лекарство больным не дают, а А.Ч.Эркенов спас человека от смерти помог достать лекарство. А правительство во главе с Темрезовым это банда.Голосуйте только за Эркенова А.Ч. это человек который реально вам поможет . Темрезов мешает

    Ответить на этот комментарий
  4. капитан очевидность
    капитан очевидность 21 Март, 2016, 15:32

    Единственным, по-настоящему обладающим всеми качествами лидера, действительно ратующим за весь свой народ, за всю республику, за весь Кавказ, отстаивающий Кавказ и кавказцев на самых высоких уровнях, является только один кандидат вообще из всех возможных. Это Тоторкулов Алий. Эти выборы — это тот случай, когда карачаевцам надо наконец, запаковать свое стремление, рвение и желание оказаться в эшелоне власти в ящик и убрать на дальнюю полку, не выдвигая кандидатов в противовес Тоторкулову Алию. Это время максимальной консолидаци действующей власти и народного лидера. Это время, когда Главе республики надо понять для себя, что, если он не поддержит Тоторкулова и будет препятствовать ему (открыто или тайно, скрыто или явно)- то это будет очень сильным негативным сигналом в народные массы, говорящим о том, что человека, за которым готова пойти общественность, Глава региона не хочет видеть депутатом от республики? Почему? Почему? Почему? Ответ лежит на поверхности…

    Ответить на этот комментарий
    • житель
      житель 21 Март, 2016, 19:39

      Все очень просто, Темрезову сильные личности не нужны в политике- сегодня Депутат, завтра Президент ! Такой расклад его не устраивает и поэтому он против Тоторкулова!

      Ответить на этот комментарий
  5. Правдивый
    Правдивый 21 Март, 2016, 15:19

    Давайте честно? На сегодняшний день реально помогает народам, именно людям, молодежи, только Тоторкулов. Только он доступен, всегда высказывает независимую позицию, не представляет какой-то клан. Он действительно народный депутат!

    Ответить на этот комментарий
  6. Работяга
    Работяга 21 Март, 2016, 08:51

    Только коммунист должен представлять интересы КЧР в гос думе.

    Ответить на этот комментарий
  7. учкулан
    учкулан 19 Март, 2016, 20:50

    Я предлагаю Эльдара Салпагарова он молодой изворотливый, предприимчивый ради интереса ни перед чем не остановится……

    Ответить на этот комментарий
    • С.Б.С.
      С.Б.С. 20 Март, 2016, 10:52

      учкулану, сколько вас там.. не надо оскорблять достойных людей, саит создан не для ваших грязных интрижек а для настоящих граждан республики у которых болит душа ,которые хотят видеть республику процветающей,и пишут здесь не интрижки ваши а серьезные насушные проблемы республики,которых нужно решать всем сообша.Всем кто пишет оскорбительные статьи предупреждение,что будут эти интриганты выявлены и все их данные вплоть до адреса,где вы пишете обнародаванно.Почему,да потаму что вы тут уже обнаглели до того что под чужими именами несете всякую ахинею извените за выражение,за такие дела можно и срок получить.Надеюсь вы меня поняли правильно.Уважйте друг друга,не переходите на личности,если есть проблеммы про это и пишите,будем решать сообша.

      Ответить на этот комментарий
    • МИША
      МИША 20 Март, 2016, 10:55

      сам ты эшак без мозглый а не учкулан

      Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 22 Март, 2016, 00:18

      Ради личного интереса? ?

      Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 20 Апрель, 2016, 20:59

      ради какого ? личного интереса?

      Ответить на этот комментарий
  8. мухамед
    мухамед 19 Март, 2016, 10:22

    смотрел вчера по тв и там старшинов,ему надо не в депутаты а организовать свой канал на тв или ток шоу ему это больше это подойдет и он походу кайфует от этого.

    Ответить на этот комментарий
  9. Аноним
    Аноним 19 Март, 2016, 08:46

    И чего это Тоторкулов Темрезову не подходит? Нормальный, уважаемый в народе чел!

    Ответить на этот комментарий
  10. Аноним
    Аноним 19 Март, 2016, 07:41

    Зачем все эти споры? Депутатов ГД будет два ! Один русский , а другой карачаевец . В этом не сомневайтесь ,как и в том что победит ЕР!

    Ответить на этот комментарий
    • Правда
      Правда 19 Март, 2016, 08:42

      При этом один будет местный а второй неизвестный, приезжий, но за которого проголусуют странным образом 90-95 избирателей, даже не пришедших на выборы… чудеса

      Ответить на этот комментарий
  11. Марат
    Марат 18 Март, 2016, 22:56

    Слышал Рауф собирается.

    Ответить на этот комментарий
  12. Местный
    Местный 18 Март, 2016, 22:54

    Полностью поддерживаю. Надоело читать все эти сплетни

    Ответить на этот комментарий
  13. епрошщ
    епрошщ 18 Март, 2016, 17:16

    вы тут все что ли с рабским мировозрением? Что вы переживаете за этих Хлестаковых? Выдвинитесь сами в депутаты . Это шанс проявить себя…………….

    Ответить на этот комментарий
  14. Аноним
    Аноним 18 Март, 2016, 14:29

    тут некоторые спрашивают что сделал Эркенов? А что сделал Старшинов и Тоторкулов и др? Эркенова хоть можно увидеть, поговорить, рассказать свои проблемы один из нас каждого он поймёт и сделает всё что он может. А других в глаза даже не увидите.

    Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 18 Март, 2016, 14:31

      Конечно все подумают что он мой брат или сват, на самом деле он как и другие кандидаты мне ни кто. И я уверена, что он меня вообще не знает, просто пишу то, что будет дальше

      Ответить на этот комментарий
    • Анонимчик
      Анонимчик 18 Март, 2016, 15:36

      А где вы в последний раз видели Эркенова? Что-то не припоминаю, чтобы он организовывал встречи с населением КЧР, интересовался нашей жизнью. В последнее время начал шевелиться, светиться на мероприятиях. Может вы знаете больше, расскажите нам, что он за 9 лет в Государственной Думе сделал для родной республики. Помимо зарплаты, которую там получал.

      Ответить на этот комментарий
      • Немо
        Немо 18 Март, 2016, 15:58

        У Эркенова есть Приемная где он принимает людей и решает вопросы к сожалению он может решить только бытовые вопросы граждан в остальных глава республики ему вставляет штыки в колеса

        Ответить на этот комментарий
        • житель
          житель 19 Март, 2016, 08:59

          Эркенов батдыевский,старшинов от власти- а нам нужен от народа, который будет решать насущные проблемы

          Ответить на этот комментарий
          • житель09
            житель09 19 Март, 2016, 10:03

            давайте я пойду-народ поддержите.обещаю быть честным

    • Ника
      Ника 18 Март, 2016, 15:42

      А вот насчет Тоторкулова вы не правы. Помимо Фонда «»Эльбрусоид, который успешно функционирует в нашей республике и в соседней КБР и по многим направлениям поддерживает молодежь и не только, Тоторкулов еще является председателем президиума Российского конгресса народов Кавказа, постоянно выступает по центральному ТВ, защищая наши с вами интересы, оказывает материальную помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Помогает нашим устроиться в Москве. Я не говорю, что только он это делает. Наверное, есть и другие выходцы с КЧР, поддерживающие своих земляков. Но, из тех, кто идет в ГД — он самый достойный. Давайте смотреть правде в глаза.

      Ответить на этот комментарий
  15. Тутошний
    Тутошний 18 Март, 2016, 13:08

    Значит все таки КПРФ хочет выдвинуть Бытдаева?

    Ответить на этот комментарий
  16. Коммунист с России
    Коммунист с России 18 Март, 2016, 13:07

    Что за бред на счет гипнотезера Бытдаева? Я его знаю лично и давно. Нормальный порядочный и честный человек.

    Ответить на этот комментарий
  17. аналитик
    аналитик 18 Март, 2016, 13:06

    Тоторкулов выиграет сто пудов, если отстоит набранные голоса! Просто нужно поставит на участках людей, которые не дрогнут под прессом административного ресурса!

    Ответить на этот комментарий
  18. Справедливый
    Справедливый 18 Март, 2016, 11:00

    Даешь Ногайцам и Абазинам места в Совете Федерации, а Татаркулову Государственную Думу!!!

    Ответить на этот комментарий
  19. Житель
    Житель 18 Март, 2016, 07:52

    А что сделал Эркенов для КЧР ???

    Ответить на этот комментарий
  20. Чачев А.
    Чачев А. 18 Март, 2016, 02:00

    Самой оптимальной кандидатурой считаю Эркенова А.Ч., он не связан с Темрезовым и не пойдёт с ним на поводу, что касается других Старшинов это ставленник Москвы ну и считайте Темрезова, что он сделал по сей день ничего только в ток шоу сидит и бычится, Тоторкулов может и будет пытаться но против местной власти не пойдёт будет их интересы защищать а если что против скажет ему быстро рот закроют

    Ответить на этот комментарий
  21. МК
    МК 18 Март, 2016, 01:24

    Так как депутат в ГосДуму выборная должность.представителя ногайцев и абазин можно было назначить на два места в Совет Федерации от Главы и Парламента КЧР.

    Ответить на этот комментарий
  22. Денис
    Денис 17 Март, 2016, 22:34

    И все таки народ должен понять что если все пойдут на выборы и будут голосовать. То фальсифицировать результат будет гораздо сложнее. И в конце то концов конституцию еще не кто не отменял. Люди должны помнить ст 3 Конституции. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

    Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 18 Март, 2016, 10:57

      Хоть 150 % народа пойдет голосовать — результат будет тот, что нужен власти, вплоть до сотых процентов.

      Ответить на этот комментарий
    • житель
      житель 18 Март, 2016, 13:00

      Интересно, поможет ли Эбзеев Тоторкулову если Мехти( Байтоков) и гоп компания попытаются , как всегда, сфальсифицировать итоги выборов в пользу кандидата от власти, то бишь Старшинова? У него же есть должок к Темрезову)))

      Ответить на этот комментарий
  23. Мурадин
    Мурадин 17 Март, 2016, 22:29

    МК с тобой я согласен.

    Ответить на этот комментарий
  24. Правда
    Правда 17 Март, 2016, 22:17

    Народ, о чем столько споров… Кто Вам даст выбирать! Вообще о чем вы!!! Каждые выборы пустые улицы, несколько пожилых горожан только семенят на выборы… А утром объявляют 98% процентов явки и такие же проценты проголосовавших ЗА, ну сами знаете кого… Не занимайтесь САМООБМАНОМ

    Ответить на этот комментарий
  25. МК
    МК 17 Март, 2016, 22:13

    Абазины и ногайцы субъектобразующие народы в КЧР. Первое лицо в регионе карачаевец,второе черкес,следовательно именно представители этих народов должны избираться в ГосДуму.Представитель русского народа должен быть в Совете Федерации.

    Ответить на этот комментарий
  26. Местный
    Местный 17 Март, 2016, 21:49

    Даже не знаю. Читал в интернете что у них новый лидер Бытдаев Кемал — может его и выдвинут. Ну в принципе было бы не плохо, пока еще молодой и энергичный.

    Ответить на этот комментарий
  27. горожанин
    горожанин 17 Март, 2016, 20:57

    Местный я с тобой согласен. Только за КПРФ. А от них кто будет идти?

    Ответить на этот комментарий
  28. Местный
    Местный 17 Март, 2016, 20:40

    Тут писали про коммунистов. Я лично буду голосовать только за КПРФ. Понятно что того коммунизма что раньше в стране не будет — но коммунисты по крайней мере исполнительные!

    Ответить на этот комментарий
    • BRA
      BRA 11 Апрель, 2016, 22:00

      очем вы тут пишете какие комунисты в думе сидят сколько лет штаны протирают что реального сделали кроме как пи. с высоких трибун 2 раза за них голосовал и что кукиш с маслом вксь результат

      Ответить на этот комментарий
  29. Аноним
    Аноним 17 Март, 2016, 19:40

    Давайте ещё одного брата Казанокова проведём в депутаты гос думы

    Ответить на этот комментарий
  30. сочувствующий
    сочувствующий 17 Март, 2016, 18:24

    Темрезов сам иди на выборы становись депутатом ГД и уезжай,бросай быть главой а то я смотрю пипец настанет,уноси ноги,пока не поздно!!!!!!!!!!!

    Ответить на этот комментарий
    • Лена Кечерукова г. Карачаевск.
      Лена Кечерукова г. Карачаевск. 17 Март, 2016, 19:07

      Вообще нужны ли народу депутаты? По моему их не будет мы и не почувствуем. Хотя в прочим может и почувствуем в том плане, что у нас в казне деньги появятся)))) прикиньте какая экономия будет если перестанем их содержать! А народ без посланников как нибудь сам с властью разберётся. Что касается законов, я думаю на наш век хватит тех законов, которые они уже приняли.

      Ответить на этот комментарий
  31. Ник
    Ник 17 Март, 2016, 18:00

    Что касается Старшинова, 100% еще раз будет депутатом, Единой России в КЧР еще несколько месяцев назад спустили с Москвы разнарядку по этому вопросу.

    Ответить на этот комментарий
  32. Аноним
    Аноним 17 Март, 2016, 16:07

    Комментарии класс!это что то!

    Ответить на этот комментарий
  33. Аноним
    Аноним 17 Март, 2016, 16:06

    О нет. Я думаю это реальный человек,не?у меня настроение повышается от её писанины,Петросян нервно ы углу курит.

    Ответить на этот комментарий
  34. Лена Кечерукова г. Карачаевск.
    Лена Кечерукова г. Карачаевск. 17 Март, 2016, 14:52

    Я предлагаю Лейлю Аркелову! Она уже в Москве знает все ходы выходы, пока она разносила свой жалобы по всем инстанциям, её уже даже в самом Кремле заприметили, ей не нужно будет искать двери куда входить и зачем входить, одним словом человек по не воле набрал бесценный опыт.

    Ответить на этот комментарий
  35. Аноним
    Аноним 17 Март, 2016, 10:08

    Сейчас начнут писать… кчр должен представлять только местный, только независимый…
    А кто постарше вспомните время, когда депутатом от кчр был Текеев(редактор газеты местной). Он был :
    1. местный;
    2. он был проще некуда;
    3. он был очень ОЧЕНЬ доступен.
    4. он был более менее независим.
    И вспомните сколько грязи на него у нас же в кчр выливали…
    Нам же без разницы кто будет, кого бы не поставили туда он уже плохой, уже вор, уже каитовский, темрезовский или арашуковский…
    Вот такой мы, в основной своей массе, народ. Завистливый и жалкий. Как бы это не звучало.
    А что Старшинова, что Эркенова гнать надо, никаких отчетов, ничего нет о том, что они оба для кчр делали как депутаты. Эркенов хоть по токшоу не бегает и чушь не несет там.

    Ответить на этот комментарий
  36. Аноним
    Аноним 17 Март, 2016, 09:30

    почему черкесу нельзя в Думу?

    Ответить на этот комментарий
  37. аналитик
    аналитик 17 Март, 2016, 09:26

    Нам варяги не нужны! Когда этот Старшинов был в КЧР последний раз и какие проблемы-вопросы народов КЧР он решает? Так себе тусуется на разных ток-шоу на 1 ом канале! Пускай у себя на родине баллотируется. Я лично за Тоторкулова!

    Ответить на этот комментарий
  38. Житель Черкесска
    Житель Черкесска 17 Март, 2016, 08:49

    Почему именно эти кандидаты? Кто нас ограничивает в праве выбора? Есть у нас в Республике и более достойные. Я бы например голосовал за коммунистов — тем более у них новый молодой и энергичный руководитель Кемал Бытдаев. Почему бы и нет!!!

    Ответить на этот комментарий
  39. Черкесск
    Черкесск 17 Март, 2016, 02:29

    Эркенову пора уже на покои. Старшинов не наш чел и он не всем доступен. Лучше, если оба депутата будут местные с республики, но нас никто не спросит. И выберите людей попроще и ближе к народу, и что бы были более доступны.

    Ответить на этот комментарий
  40. Аноним
    Аноним 17 Март, 2016, 01:05

    Народ, успокойтесь, вас никто спрашивать не будет. Кто нужен им, того верх сам быстро устроит из этих трёх кандидатов. По мне лично, я за то, чтобы Эркенов остался. Скажу почему, благодаря ему, у моего сына довостребованное высшее образование. За это, мы ему очень благодарны . А Старшинова, я знаю только по фото. Боюсь, что Тоторкулов тоже будет вторым Старшиновым, т.е.не доступным

    Ответить на этот комментарий
    • Вед
      Вед 25 Март, 2016, 17:46

      Ваши страхи безосновательны. Даже не будучи государственным деятелем Тоторкулов доступен в разы более, чем все чиновники и «народные» избранники вместе взятые. Он показал себя последовательным человеком в течение 15 лет, с чего ему меняться?

      Ответить на этот комментарий
  41. Аноним
    Аноним 16 Март, 2016, 23:23

    Эркенову надеяться незачем. Понятно что у него нет никаких шансов поскольку он чел Батдыева а глава уже с ним не здоровается, хотя когда-то главу за руку привел и посадил в кресло Батдыев

    Ответить на этот комментарий
  42. Аноним
    Аноним 16 Март, 2016, 23:21

    У Тоторкулова кажется началась уже предвыборная кампания…

    Ответить на этот комментарий
  43. Аноним
    Аноним 16 Март, 2016, 22:21

    будет очень интересно почитать здесь отзывы в конце сентября , когда Главу парламент утвердит , Старшинов станет депутатом , а атониям депутатом станет Узденов Али Муссаевич!

    Ответить на этот комментарий
  44. Житель кчр
    Житель кчр 16 Март, 2016, 20:39

    Что вы все одно и тоже заладили. Темрезов Темрезов. Да отличный глава. Посмотрите сколько сделано в кчр. Поезжайте в другие регионы посмотрите там что. Одни дороги чего стоят. Приятно ездит а что жизнь тяжелая сейчас так она тяжелая по всей России.

    Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 16 Март, 2016, 21:23

      Житель ты знаешь каким это методами сделано? Одно строим другое разрушаем

      Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 17 Март, 2016, 19:43

      Я тоже за Темрезова. Работяга

      Ответить на этот комментарий
    • Арсен К.
      Арсен К. 6 Май, 2016, 14:21

      При чем Темрезов? Он что во всех структурах сидит.Он что за судей решает?,Он что в Налоговой сидит и рулит?Он что в Мэрии сидит и бездействует? В больницах гробит людей,разтягивает добро, налево направо? Надо каждому начинать с себя и не тыкать пальцем тот виноват этот без образования сидит.Надо не быть безразличным к поступкам неродивых чиновников.Не давать взятки в полиции,в больнице,в палате регистрационной и…..

      Ответить на этот комментарий
  45. Аноним
    Аноним 16 Март, 2016, 18:49

    Я за Маршанкулова. Но его в списке нет. Но он достойный кандидат и может что-то изменить. Сидят десятилетиями некоторые и никаких результатов

    Ответить на этот комментарий
  46. мнение
    мнение 16 Март, 2016, 18:27

    сейчас из за Темрезовских интриг такое начнется что охренеют все и кремль в том числе!

    Ответить на этот комментарий
  47. объявление
    объявление 16 Март, 2016, 18:17

    Продам голос,по цене сойдемся!

    Ответить на этот комментарий
  48. избиратель
    избиратель 16 Март, 2016, 16:35

    сейчас карачаи ринуться человек ….надцать и проиграют им надо среди своих выбрать одного а то проиграют.сто пудов проиграют. сам же избирком их и продаст как всегда.нет доверия избиркому темболее там одни родственники темрезова.

    Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 16 Март, 2016, 16:51

      ну был депутатом карачаевец Эркенов, ну и че карачаевцам от этого?

      ваши националвысерские суждения актуальны в кругу национал-поцреотов

      Ответить на этот комментарий
      • Ника
        Ника 16 Март, 2016, 16:59

        Нужно, чтобы в первую очередь человек был патриотом своей малой родины. И национальность тут не играет роли. Пусть будет русский, пусть будет черкес, пусть будет абазин, ногаец. Главное, чтобы был принципиальным, не продажным, не прогибался, не обманулся на деньги и власть.

        Ответить на этот комментарий
      • Аноним
        Аноним 16 Март, 2016, 17:08

        Карачаевцам ничего. А вот зарплата Ахмата Эркенова, который сидит в Государственной думе РФ с 2007 года (9 лет получается) по сегодняшний день составляет 48 миллионов 600 тыс.) 450 тыс. в месяц

        Ответить на этот комментарий
      • житель нищей и коррумпированной республики
        житель нищей и коррумпированной республики 16 Март, 2016, 17:35

        дела не в том что был Эркенов,главное что бы был человек из КЧР,дело в том что эти предстоящие выборы это момент объединения нации,граждан и народов,в этот момент происходит процесс регулирования межнациональных отношений.

        Ответить на этот комментарий
  49. Газ66
    Газ66 16 Март, 2016, 16:33

    Старшинова протянет Темрезов и все, кто то будет народ слушать у Тоторкулова уже хобби болоттироваться но ни как не получается

    Ответить на этот комментарий
    • Мдаа
      Мдаа 16 Март, 2016, 16:56

      Какие вы злые люди. Что значит хобби? Тоторкулов, человек, который поддерживает молодежь и не только молодежь всех национальностей. Он — человек, который может и выступает всегда открыто. Сколько эфиров по центральным каналам с его участием вы видели? Вы хоть представляете какая он величина?! Его уважают не только в КЧР и КБР, он имеет вес во всех республиках СКФО. За принципиальность и честность его в свое время не допустили в Общественную палату РФ, потому как знали, что он не будет под дудку плясать, а постарается сделать для своей родной республики что-нибудь хорошее. Вместо того, чтобы возмутиться, что честного человека не пустили, слили…вы говорите о хобби.

      Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 16 Март, 2016, 18:17

      кто-нибудь потеряйте этого темрезова насильно физически куда-нибудь.

      Ответить на этот комментарий
    • Аноним
      Аноним 17 Март, 2016, 02:37

      Получится! Он человек хороший, порядочный, а у хороших людей должно все получаться и быть хорошо, как они хотят.

      Ответить на этот комментарий
  50. карачаевск
    карачаевск 16 Март, 2016, 16:29

    а старшинов пусть и не мечтает опять от кчр пройти!!!!!!!!!!!

    Ответить на этот комментарий
  51. избиратель со стажем
    избиратель со стажем 16 Март, 2016, 16:27

    я чего то не понял-кто вообще такой этот Темрезов ,что за ахинею несете-кого темрезов поддержит тот и будет,да не хре…на, задолбаеться в этот раз Рашка с пионером!

    Ответить на этот комментарий
  52. Аслан
    Аслан 16 Март, 2016, 16:25

    Тоторкулова народ с удовольствием выбрал бы главой КЧР, но кто даст народу такое право? Поэтому и не питаем иллюзий.

    Ответить на этот комментарий
  53. Ника
    Ника 16 Март, 2016, 15:54

    С такими настроениями на выборы можно вообще не ходить. Причем тут Темрезов, народ? Понятное дело, что он кого-то будет поддерживать, а может и содействовать. Но, как гласит карачаевская мудрость : Бирликде — тирилик ( В единстве -сила!) Думаю, что Тоторкулова поддержит общественность, все народы, проживающие в республике. Он — истинный сын своей республики.

    Ответить на этот комментарий
    • я
      я 16 Март, 2016, 15:59

      ника, как трогательно! но увы грёзы!

      Ответить на этот комментарий
      • Аноним
        Аноним 16 Март, 2016, 16:09

        Почему грёзы? Если мы все будем сидеть и говорить, что справедливости нет и не стоит идти против системы, будет лучше? Всегда и везде надо высказывать СВОЕ мнение. Мы живем в КЧР и должны сделать все для того, чтобы в ГД нас представлял человек из республики, а не какой-то дяденька, которому мы сто лет не нужны. Вот о чем я говорю.

        Ответить на этот комментарий
        • я
          я 16 Март, 2016, 16:22

          откуда вы упали ? кого сейчас интересует мнение народа? мне ни верите спросите у тех, которые были на голодовке чего они добились?

          Ответить на этот комментарий
          • Ника
            Ника 16 Март, 2016, 16:29

            А что вы предлагаете? Не ходить на выборы и будь что будет?

          • я
            я 16 Март, 2016, 17:18

            а у вас есть другой выбор? пожалуйста ходите вот это действительно вы можете именно ходить, но только от вашего голоса боюсь ничего не будить зависит, горько но факт.

          • BRA
            BRA 11 Апрель, 2016, 22:12

            вот с таким отношением к своему мнению многих и ни во что его и не ставят

        • Аноним
          Аноним 17 Март, 2016, 02:41

          В республике судебная практика не в пользу тех, кто пытается идти против системы. Читай про суды работника налоговой, которую уголовное осудили без преступления и судится уже наверное пару лет.

          Ответить на этот комментарий
  54. Аноним
    Аноним 16 Март, 2016, 14:56

    Коню понятно, Старшинов пройдёт, тут и не надо на голосования ходить, если Старшинов не пройдёт Темрезова не поощрят

    Ответить на этот комментарий
  55. Аслан
    Аслан 16 Март, 2016, 14:50

    Ну, тут все просто. Место теперь одно, а претендента реальных два — Старшинов и Тоторкулов. Кого поддержит Темрезов тот и будет депутатом.

    Ответить на этот комментарий

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.
Обязательные поля отмечены -*